Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал сегодня, о том, что ждет выпускников следующего года.
Изменений в ЕГЭ-2015 предстоит немало. Одна из перемен связана с возможностью неоднократной сдачи экзаменов. Рособрнадзор уже отправил в регионы проект расписания ЕГЭ-2015, в котором такая возможность закреплена. Согласно проекту, ведомство впервые планирует проведение в феврале экзаменов по географии для тех выпускников, которые закончили изучение этого предмета в 10-м классе. Также на этом этапе выпускники прошлых лет получат возможность сдать ЕГЭ по русскому языку. На основе этих экзаменов и планируется отработать технологию неоднократной сдачи ЕГЭ. В апреле будут сдавать экзамены выпускники прошлых лет и текущего года, имеющие допуск педагогического совета, а в мае-июне – все категории участников ЕГЭ. Дополнительного этапа в июле в 2015 году не предусмотрено. Для тех, кто получил неудовлетворительные результаты в экзаменационную кампанию 2015 года, прорабатывается вопрос о возможности пересдачи экзаменов осенью.
А, В и С в КИМах больше не будет В контрольных измерительных материалах (КИМ) единого государственного экзамена 2015 года планируются и содержательные, и организационные изменения. Теперь каждый вариант будет состоять из 2 частей, в котором здания представлены со сквозной нумерацией, без буквенных обозначений А, В и С. По большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа. Изменена и форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, теперь надо будет цифрой (а не крестиком, как раньше) записать номер правильного ответа.
Математика: база или профиль?
На ЕГЭ по математике будут проводиться экзамены базового и профильного уровня. КИМы базового уровня будут состоять из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. По словам разработчиков, структура и содержание КИМ базового уровня дают возможность проверить умения решать стандартные задачи практического содержания; проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку; логически рассуждать; действовать в соответствии с несложными алгоритмами; использовать для решения задач учебную и справочную информацию; решать, в том числе, сложные задачи, требующие логических рассуждений. Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, в стобалльную они не переводятся и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы. Эти результаты позволят выпускнику получить аттестат и поступать в вуз по некоторым гуманитарным направлениям, где не требуются результаты ЕГЭ по математике. Что касается ЕГЭ по математике профильного уровня, то первая часть КИМ будет содержать задания с кратким ответом, вторая часть – задания с кратким и развернутым ответом. КИМ ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ 2014 года и проверяют умения выполнять вычисления и преобразования; решать уравнения и неравенства; выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами; строить и исследовать математические модели. Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе, и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.
Русский язык из двух частей По этому предмету планируются изменения структуры КИМ: исключена часть с выбором варианта ответа. В первой части будет 24 задания с кратким ответом. Во второй – одно задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выпускников создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Поговорим на иностранном? С 2015 года на ЕГЭ по иностранному языку в штатный режим вводится раздел «Говорение» - устная часть. Причем выпускник сам решает, сдавать ли ему устную часть или нет. Однако этот выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен.100 баллов можно получить, если выпускник сдает и письменную, и устную части. Максимальные баллы за письменную часть – 80, устную – 20.Минимальное количество баллов – 22. Если выпускник решит сдавать устную часть, то ЕГЭ по иностранному языку будет проходить для него в два дня: день для сдачи письменной части и отдельный день для устной части экзамена. При этом апелляция подается единожды ко всем частям работ сразу. Процедура сдачи устной части экзамена полностью автоматизирована и проходит за компьютером с использованием специализированного программного обеспечения. В одной аудитории организуется от 1 до 10 персональных компьютеров с необходимой аудиогарнитурой. Участнику экзамена последовательно отображаются задания в формате текста и изображений с описанием задания на выбранном языке.Экзаменуемый в форме монологических высказываний последовательно дает ответы на задания, а запись устных ответов осуществляется на электронный носитель. Участник ЕГЭ будет иметь возможность проверить качество записи своего голоса как перед экзаменом, так и прослушать свой ответ после экзамена. На данный момент выпускники могут выбирать следующие иностранные языки: английский, испанский, французский и немецкий. В перспективе планируется расширить список иностранных языков, по которым будет приниматься ЕГЭ.
ЕГЭ по биологии
Общее число заданий в экзаменационной работе уменьшено с 50 до 40, из них останется 25 заданий с выбором одного верного ответа, вместо 36, как было в ЕГЭ в 2014 году. Число заданий с развернутым ответом увеличится – с 6 до 7.
ЕГЭ по обществознанию
За счет сокращения по одному заданию в каждом из пяти содержательных блоков, в каждом варианте число заданий, направленных на проверку определенных умений, сократился на два. Также будет введено задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина.
ЕГЭ по физике
Каждый вариант состоит из двух частей. По сравнению с экзаменационными материалами ЕГЭ-2014 число заданий сокращено с 35 до 32. На два задания уменьшено число расчетных задач, входящих в последнюю часть работы, и на одно задание базового уровня по электродинамике.
А здесь без перемен! Не планируется существенных изменений в КИМ ЕГЭ-2015 по географии, истории, информатике и ИКТ, истории, литературе и химии.
Как получить «зачет» на итоговом сочинении?
Сочинение (или изложение, которое вместо сочинения вправе писать только ученики с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды) для выпускников текущего года, как известно, является допуском к сдаче итоговой государственной аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Регистрация участия в итоговом сочинении выпускников текущего года осуществляется там, где они проходят обучение. Кроме того, сочинение могут писать выпускники прошлых лет, обучающиеся, получающие среднее профессиональное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, если результаты сочинения необходимы им для поступления в вузы. Места регистрации на сочинение определяются региональными органами управления образования. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря (в 2014 году это 3 декабря). Для повторно допущенных (получивших «незачет» или не явившихся по уважительной причине, подтвержденной документально) предусмотрены дополнительные сроки – первая среда февраля и первая рабочая среда мая. Информация о сроках, местах проведения и порядке информирования об итогах сочинения должна быть доведена до его участников региональными органами управления образованием не позднее чем за месяц. Комплекты тем сочинения передаются Рособрнадзором в регионы за 2 часа до его проведения через специализированный портал. Писать сочинение будут в школах. Но для выпускников прошлых лет проведение сочинения возможно вне образовательных организаций. Региональные органы управления образованием могут организовать для них это испытание в специально подготовленных пунктах. Также по решению региональных властей места проведения итогового сочинения оборудуются металлоискателями, средствами видеонаблюдения и подавления сигналов мобильной связи. Сочинение начинается в 10:00 по местному времени, продолжительность написания – 3 часа 55 минут. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья время увеличено на полтора часа. Писать сочинения будут на бланках. При желании разрешается заглядывать в орфографический словарь. А вот литературный материал (художественные произведения, публицистика и т.д.) попали под запрет. Проверку работ осуществляют эксперты, входящие в состав комиссий образовательных организаций. При этом к проверке могут быть привлечены и независимые эксперты. При оценке итогового сочинения используются пять критериев:
№1 - соответствие теме (содержание работы);
№2 - аргументация, привлечение литературного материала (умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции);
№3 - композиция и логика рассуждения (умение логично выстраивать рассуждения на предложенную тему);
№4 - качество письменной речи (проверка речевого оформления текста, использование лексики и грамматических конструкций);
№5 - грамотность. Критерии №1 и №2 являются основными.
Также при оценивании сочинения учитывается объем работы. Минимальное количество слов – 250, рекомендуемое – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то за такую работу ставится «незачет». Проверка сочинений и их оценивание должны быть завершены не позднее чем через неделю со дня его проведения.